Курс на Италию

Меня зовут Галина Зернова. Я живу во Флоренции, учусь в Академии изящных искусств и создаю сувениры своими руками. Сейчас я нахожусь в стране, где нет детских домов и интернатов, но большая часть моей жизни прошла в этих местах.

Screenshot_29.jpg

Прежде чем стать самостоятельной и выйти за пределы привычной среды, мне пришлось очень многое сделать. Жизнь человека в интернате устроена грустно и просто.

Но о первом он не знает, а второе – удобно. У жителей ПНИ о будущем все известно наперед и твой маршрут начертили заранее. Моешь, драишь, работаешь на подсобных работах и живешь себе, как все. Хорошо, если пойдешь учиться и получишь квартиру. Хорошо, если сможешь адаптироваться к новой реальности.

Сейчас ребят поддерживают фонды, помогают социализироваться, но мы выходили в никуда, будучи никем. Из плюсов – все стабильно, можно выходить за пределы «дома», можно что-то зарабатывать, но это далеко не всегда означает, что человек реализован.

Конечно, большая часть из нас просто идут работать. Занятость ребята из ПНИ ищут сами. Никто не объясняет, как и где это делать. Иногда помогают сотрудники, но чаще всего – сарафанное радио: кто-то куда-то попал и делится опытом и контактами.

Большинство работает в больницах, при трудовых мастерских, в общепите. Нас часто не любят, ни во что не ставят, не доплачивают денег. Но делать чаще всего нечего – выбираешь из того, что есть.

Мой путь к занятию, которое мне действительно нравится, занял очень много лет. Сначала я работала в прачечной при интернате – этот выбор был сделан по принципу сбережения энергии. Я могла не тратить время на дорогу и враждебную среду. Дальше решила найти работу сама – не хотела, чтобы ко мне относились, как к девочке из интерната. В итоге, пошла в Макдональдс, где можно было выбирать график и успевать учиться, ведь если хочешь идти дальше – без учебы будет никак.

Снимок экрана 2023-03-21 190948.jpg

Учеба для жителей ПНИ – это очень непросто. Как правило, ребят не стремятся образовывать – моешь полы, и ладно. Ты просто из школьной группы плавно переходишь в трудовую. Больше от тебя ничего не требуется. За 8 классов обучения в интернате его жители получают образование на уровне начальной школы.

Все, что выше, – твоя личная мотивация, но она есть не у многих, нет такой привычки. Нет навыка преодолевать себя, нет опыта справляться с новым, а чтобы получить диплом о среднем образовании, нужно закончить еще минимум 5 классов.

Огромное влияние на то, где я нахожусь сейчас, имели люди, которых я встречала во время моей жизни в интернате и за его пределами. Меня всегда интересовала учеба, поэтому со мной занимались дополнительно, и это большое чудо – найти педагогов, которые думают о тебе и твоем будущем. Еще одно чудо - это люди вне системы. За годы жизни в детском доме и интернате я встречала удивительных волонтеров, художников, служителей церкви, педагогов, журналистов.

Эти люди изменили мой взгляд на жизнь, и каждый немного подтолкнул к выходу из зоны комфорта в новый неизведанный мир. Мои новые знакомые мыслили иначе, жили иначе, делали то, что им хочется. На контрасте с нашей интернетовской действительностью это было очень странно и даже страшно. Меня спрашивали о том, чего я хочу, о чем мечтаю, к чему стремлюсь – таких вопросов я раньше не слышала. Оказывается, человек имеет право выбирать, как ему жить и чем ему заниматься. Поначалу это вызывало непонятные чувства: было не по себе. Было желание убежать назад, в свой привычный мирок. А потом я стала понимать, что я сама чего-то хочу. Хочу быть художником. Не сразу, но я начала двигаться в сторону своего выбора – приняла решение получить аттестат и поступить в колледж. Так я по совету друзей попала в «Большую Перемену».

В «Большой Перемене» нам помогали не только учиться, но и становиться взрослыми. Это были волшебные и сумасшедшие годы! Мы не только проходили программу школы, но и участвовали в клубах по интересам, разбирали разные темы, делились опытом, учились формулировать мысли, а еще – путешествовали по России и Европе. Нас учили думать, мыслить, рассуждать. Вместе с педагогами и ребятами центра я смогла побывать в Лондоне и Италии! Тогда даже подумать не могла, что окажусь за границей на ПМЖ.

Я училась в центре 3 года. За это время были взлеты и падения, я не раз думала, что я не смогу, - помогала поддержка педагогов и лица ребят, которые уже сдали экзамены, – они так сильно менялись, и эти перемены в их лицах очень мотивировали. Мысли все бросить были и в колледже, но опять поддерживали люди – педагоги, которые видели мой прогресс и верили в меня.

Screenshot_28.jpg

Измениться и перейти в другую реальность очень сложно. Нужно сломать себя изнутри и при этом выстоять. Нужно иметь терпение, не сдаваться, даже если очень туго.

Самое сложное – это первое погружение. На этом переходном этапе - из жизни, где все очевидно, в совершенно новый непонятный мир - сойти с дистанции проще всего. Ребята в силу страха, отсутствия привычки преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения часто делают шаг назад и выбирают привычную жизнь в ПНИ. Нас ведь не учили тому, как справляться с трудностями, и многие выбирают остаться в зоне комфорта. За тебя думали, пока ты был ребёнком, решали, пока ты был подростком, и, чтобы стать взрослым, нужно неожиданно начать думать самостоятельно. Преодолев это, вы получите новое отношение к жизни, вообще вы получите новую жизнь: из маленького человека, которого ведут за руку неизвестно куда, вы превратитесь в самостоятельно идущего взрослого. Это заставляет взрослеть.

Когда у меня появилась возможность поехать на учебу в Италию, сомнений и страхов уже не было, но опять была работа над собой: ещё до учебы я научилась откладывать деньги, начала интенсивно учить язык и потихоньку разбираться с местной (итальянской) бюрократией. Когда все сложилось, мне долго не верилось. Казалось, случилось какое-то очередное чудо: я оказалась на своем месте и, наверное, в свое время.

Когда мне говорят: «Галя, ты живешь в раю!» - я соглашаюсь и понимаю, что попасть в этот рай мне помогли люди, которые поддерживали на протяжении этого длинного пути. Без них было бы очень трудно.