Отчёт "Большой Перемены"

Ирина Павловна Рязанова, Учредитель, Исполнительный директор фонда, рассказывает о "необучаемости", синдроме сиротства, энтузиазме и профессионализме. Делимся фрагментом интервью - ответом на вопрос: а чём строится работа “Большой Перемены?”.

ИП.jpg

Мы занимаемся “социокультурной реабилитацией”. В “Большую Перемену” приходят дети из приёмных семей, а также воспитанники детских домов и ПНИ в возрасте от 14 до 40 лет. Из-за отставания в развитии от сверстников они не смогли освоить государственную образовательную программу и не вписываются в образовательный стандарт.

Для обучения нестандартных детей используют адаптированную программу. А если ребёнок и с ней не справляется, его признают необучаемым и неспособным жить самостоятельно. Его перспектива – детский дом-интернат для детей-инвалидов, затем психоневрологический интернат. 

Я вижу, как в государственной системе у детей снижается образовательный уровень, а вслед за ним и стандарт жизни. С обычной программы они переходят в коррекционную, затем в ПНИ. Но я ни разу не видела, чтобы ребёнок перешёл с нижней ступени на более высокую. В “Большой Перемене” мы действуем как заинтересованные родители и одновременно как специалисты. 

Для каждого студента команда педагогов разрабатывает персональную программу. Учитывается уровень развития, запросы и интересы, источники мотивации, жизненная ситуация. Мы обращаем внимание на все обстоятельства: учится ли человек в данный момент или работает, растит ли своих детей, может ли добраться до нас самостоятельно. Большинство ребят с трудом общаются, имеют неадекватную самооценку и сложности с самоорганизацией.

Обычно детей в детских домах защищают, опекают и развлекают. Человек вырастает с инфантильным, иждивенческим подходом к жизни. В этом и лежит главный корень проблемы сиротства. 

Но во взрослой жизни требуется обратное – силы, умение и готовность преодолевать трудности. Поэтому главная цель наших программ – восстановление утраченных сил и способностей, а главный результат – развитие самостоятельности.

В первые годы работы мы опирались на энтузиазм, опыт и интуицию. Качественный скачок произошёл после того, как в 2008 году нашей работой заинтересовалась Нина Николаевна Михайлова, кандидат педагогических наук, сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Она задавала нам вопросы “Зачем вы это делаете?” и “Как вы это делаете?” Из ответов стало ясно, что мы интуитивно создали классную практику, но не имеем инструментов и времени для её осознания. В частности, она обратила наше внимание на очень высокий процент отсева – 40% студентов, причину которой мы понять не могли.

Нина познакомила нас с педагогической поддержкой. Автором концепции был Олег Семенович Газман, известный российский педагог. Технологию и тактику этого метода разработали его ученики и последователи Нина Михайлова и Семен Юсфин. Наш подход был очень близок к их разработкам, но недостаточно точен и выверен. 

Затем мы изучали труды Выготского, Лисиной, Слободчикова, Щедровицкого. Учились наблюдать, исследовать свою практику. Так были разработаны методики диагностики и программа социокультурной реабилитации. Эта программа состоит из модулей. Персональный план для каждого студента мы собираем из них, как живой конструктор. 

Первыми нашими модулями стали “Образование без пробелов” и “Самоучка”. За ними последовали “Путешественник”, “Театральный клуб”, “Художественная студия”, “Игротека”, “Киноклуб”, “Музыкально-литературная гостиная”, практика на подсобном участке и биостанции МГУ. Такое разнообразие может показаться избыточным, но это не так. Ребята наконец получают возможность пробовать и выбирать то, что им действительно интересно и полезно.

А если нужного модуля нет, то вместе с педагогами они могут его создать, лишнее – отложить. И инициатива всегда исходит от педагогов и студентов. Без неё, как и без свободного выбора, не бывает самостоятельности. В этом учебном году появились новые направления: ЗОЖ, финансово-экономический клуб и музей. Потихоньку набирает силу плейбек-театр. В музее сменяются выставки, ребята их сами готовят, проводят экскурсии. Мы растем и развиваемся благодаря нашим ребятам и вместе с ними. Все сотрудники “Большой Перемены” постоянно повышают квалификацию. 

Для собственного обучения мы используем ту же технологию, что и для работы с ребятами. 

Каждый месяц проводим двухдневный семинар. Вместе с нашим научным руководителем Ниной Николаевной Михайловой анализируем видеозаписи занятий, проводим разбор полетов. Огромной наградой за наши усилия стало снижение отсева студентов в “Большой Перемене” с 40 до 2%.

Автор: Анастасия Жохова. 


Студентам "Большой Перемены" по-прежнему нужна Ваша регулярная поддержка.

ХОЧУ ПОМОЧЬ!