Не рыба, но удочка.

Меня зовут Ирина Ладыгина, я куратор образовательного центра «Большая Перемена» и работаю здесь уже 9 лет. За годы существования центра мы поддержали в получении образования и вопросах трудоустройства десятки ребят с особенностями развития. К нам приходят люди, которые приняли решение преодолеть себя, чтобы исполнить мечту, найти место в жизни, стать взрослыми, несмотря на то, что им часто уже за 30.

Все они в какой-то степени заложники образовательной дискриминации. Взрослые люди с ограниченными возможностями, особенно если они сироты и попали в категорию “необучаемых”, практически не имеют шансов

самостоятельно устроиться на работу и органично вписаться в социум. Чтобы это сделать, нужно пройти большой путь по получению новых знаний, навыков, умению адекватно оценивать свои возможности и поиску мотивации. Сделать это внутри ПНИ очень сложно. Там просто нет таких ресурсов. Но для этого есть «Большая Перемена».

У наших студентов из ПНИ разная степень ментальной недостаточности. Часто они не имеют даже элементарных учебных навыков. У них есть психологические проблемы, недоразвитие речи и низкие навыки социального взаимодействия. Несмотря на то, что многие из них не могут закончить даже начальную школу, они испытывают острую потребность в образовании, в развитии интеллектуальных способностей для обретения чувства собственного достоинства и возможности влиться в общество.

tild6638-6532-4361-a331-623266643235__001-367.jpg


ЛЮДИ С ОСОБЕННОСТЯМИ МОГУТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ


В «Большой Перемене» мы помогаем им повысить качество жизни: учим не только осваивать учебную программу по своему индивидуальному плану, но и умению контактировать в социуме, действовать более самостоятельно и ответственно, правильно выражать мысли, отстаивать своё мнение с уважением к оппоненту, ставить адекватные цели и добиваться их.

Люди с особенностями могут существенно больше, чем кажется. В нашей практике было много примеров, как ребята, имея ограничения и трудности, смогли добиться поставленных целей. Закончить 9 классов, поступить в колледж, найти работу и создать семью. Это очень долгий и сложный путь, который у некоторых студентов занимает десятилетия. У ребят на пути много препятствий - не только сложности в усвоении информации, но и неадекватная оценка возможностей и искаженное понимание того, как устроен мир. Добиться успеха мешают общественные стереотипы и правовые ограничения.

Многие не могут работать по специальности, потому что стоят на учете в психоневрологическом диспансере, хотя их навыки и компетенции позволяют хорошо выполнять работу. Кто-то не может получить необходимый для работы аттестат в силу сложностей в обучении, но при этом может быть отличным сотрудником в тех сферах, где школьные знания не требуются. Мешает и отсутствие инклюзии в рабочей среде, создать которую для компании, даже если она и готова к приему на работу особого сотрудника, часто очень дорого и невозможно без поддержки государства.


ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЫМ ЛЮДЯМ С УЖЕ СФОРМИРОВАННЫМИ ПРИВЫЧКАМ ТРУДНО


Помогать взрослым людям с уже сформированными привычками трудно. Особенно с теми, которые сформировались в учреждении.

Ты живешь в интернате, тебя кормят, поят, одевают. Тебе не нужно решать вопросы, совершать ежедневный выбор. Эти давно укоренившиеся инфантильные и иждивенческие механизмы очень мешают.

В «Большой Перемене» студенты проходят много стадий понимания себя, своих способностей, возможностей и жизненных задач. Несколько лет в центре против 20-30 лет жизни в совершенно другой парадигме – это очень мало. Привычки трудно переломить, но можно зародить сомнения, размышления, столкнуть с человека с другой реальностью. Наша задача - очень терпеливо капать и капать в эту часто бездонную бочку, помочь понять, что та стратегия жизни, которая была наработана раньше, ведет в тупик и не ведет к свободе и чувству собственного достоинства.

Это сложная работа, но ее результаты очень вдохновляют. Они часто не очевидны для внешнего взгляда, они складываются из маленьких шагов, которые начинает делать человек, понимая, кто он такой, чего хочет и как это сделать. С нашей поддержкой он нащупывает себя, свои возможности и ограничения. Ведь они есть у каждого из нас, и мы учимся жить с ними и использовать их во благо своей жизни.


САМАЯ БОЛЬШАЯ ПОМОЩЬ


У «Большой Перемены» есть студенты и выпускники, которых изначально вело ощущение призвания. Один наш ученик изначально понимал, что хочет быть священником. Представляете, какой это большой маршрут! Или желание другой студентки - стать медсестрой и помогать людям. Некоторые наши выпускники просто хотят доказать миру, что могут добиться успеха и делают это, а кто-то меняет цели в процессе обучения и принимает решение вернуться назад в систему ПНИ, и это тоже большой результат – человек смог сделать выбор самостоятельно.

Самая большая помощь для «Большой Перемены» - это поддержка наших системных образовательных проектов, благодаря которым студенты получают не готовые решения, а инструменты для достижения своих целей.

Мы не даем им «рыбу», к которой они привыкли за долгую жизнь в учреждениях, но учим пользоваться «удочкой» для решения поставленных задач.