«БП» в эпоху ковида
2020 год изменил жизнь всех и каждого.
Живое общение стало бесценной роскошью для человечества. Простые и привычные дела постепенно превратились в сложные задачки, решать которые теперь нам предстоит сообща. Как адаптироваться в необычных условиях и найти свой путь в изменившемся мире? И что готовит этот мир незащищенным и одиноким людям?
Михаил Яновицкий, один из авторов проекта «Пуск», поговорил с заместителем директора по учебно-воспитательной работе образовательного центра «Большая Перемена» Светланой Лобынцевой о планах на новый учебный год.
Как изменилась жизнь студентов и педагогов «Большой Перемены» с началом пандемии?
Для нас встреча с учениками онлайн стала новым опытом и своего рода испытанием. Некоторым преподавателям пришлось экстренно перестраиваться и на практике осваивать современные средства коммуникации – скайп, зум и другие платформы и активизировать навыки удаленного удержания внимания. Но, к нашей общей радости, и для студентов, и для педагогов эта стрессовая ситуация открыла новые неожиданные возможности обучения.
Как ваши студенты восприняли появление ограничений, вызванных пандемией?
Реакции были самыми непредсказуемыми. Для наших ребят, у которых большой опыт недоверия к взрослым, особенно важно создание теплых и безопасных отношений с педагогами. Поэтому у многих из наших учеников первая реакция была закономерной:
Некоторые студенты первое время терялись в обширном информационном пространстве – кто-то безоговорочно поверил в конспирологическую теорию о «вымышленном вирусе», кто-то посчитал, что «вирус меня не коснётся – я же молодой», а кто-то впал в отчаяние и на время прекратил учебу. Таким студентам мы старались помочь: ещё до начала жестких ограничений проводили репетиции онлайн-уроков в соседних кабинетах, искали индивидуальные решения, в том числе и для тех студентов, которые испытывают материальные затруднения или у них отсутствуют средства связи. Для нас важно, чтобы все наши ученики имели одинаковый доступ к информации, сохраняли спокойствие и не теряли мотивации.
Возникают ли какие-нибудь специфические трудности в учебном процессе? И как вы решаете проблемы коммуникации в условиях вынужденной изоляции?
Сейчас нагрузка, конечно, повысилась. Общение почти полностью перешло в чаты и форумы. Тем не менее, кураторы быстро перестроились и наладили контакт со своими студентами, а системный администратор помог установить необходимое программное обеспечение. Одной из основных проблем стала возросшая дистанция между учениками и педагогами.
Педагогам приходилось искать новые эффективные способы для каждого из учеников, импровизировать. Например, мы быстро поняли, что существует достаточно большая проблема ограниченности движения. Появилась отличная идея одного из педагогов проводить «Физкультминутки», но не все студенты захотели делать просто зарядку.
Как студенты образовательного центра адаптируются к новым условиям учёбы? Что дается им легче, а какие ситуации вызывают протест?
Некоторые из них гордятся новым статусом и пользуются уважением в глазах своего окружения в психоневрологическом интернате или детском доме, а для кого-то наш центр – единственное принимающее сообщество. В этот момент от нас потребовались дополнительные усилия, чтобы они разобрались в ситуации, успокоились, поняли, как жить в новых условиях. Ребят волновало буквально всё: личные проблемы, перспективы учебы, новые требования «постоянно мыть руки», необходимость носить маску и соблюдать дистанцию, а также «что теперь будет с миром».
Кто, на ваш взгляд, легче справляется со стрессом в условиях социальной изоляции – ученики или педагоги? И что изменилось во взаимоотношениях педагогов со студентами?
Нам всем приходится одинаково тяжело. Ярчайшей историей и своего рода рубежом для нас стала смерть нашего любимого коллеги – преподавателя математики Александра Борисовича. Эта трагедия сплотила всех нас: и педагогов, и студентов. Для многих наших воспитанников смерть близкого человека, учителя стала глубоким эмоциональным переживанием и изменила их взгляды на жизнь. Обычно ребята требуют от нас много внимания и принятия, и это понятно. Меня до глубины души тронула забота одного из студентов, относившегося до этого с пренебрежением к мерам безопасности и не верившего в опасность вируса, который несколько раз напоминал мне: «Светлана Викторовна, пейте имбирный чай! Имбирь полезен!»
Какими вы видите в сложившейся ситуации перспективы для учеников и преподавателей? Что необходимо сделать для успешного развития образовательного центра в будущем?
В этом году мы впервые набрали студентов в условиях пандемии.
Многие из них даже не поставили свое фото и не включили видео во время ознакомительных занятий и продолжают оставаться инкогнито и по сей день. Мы понимаем, что потребуется больше времени, чем обычно, но уже видим зарождающееся доверие. Кто-то снял капюшон, кто-то начал делать домашние задания, кто-то перестал прятаться под стол, ребята начали предупреждать, если опаздывают на урок.
С самого начала пандемии мы следим за всеми обновлениями правил и разработали гибкую учебную систему с учетом возможностей и педагогов, и студентов. Нам очень помогло, что и до пандемии в «Большой Перемене» у каждого из студентов была индивидуальная программа, поддержка куратора, клубы по интересам. Ученики могут предлагать свои идеи и инициировать создание нового «клуба». В новых обстоятельствах нам осталось увеличить разнообразие форматов занятий (они шли и по телефону, и по Zoom, и другими способами), ввести регулируемую продолжительность уроков (например, если устают глаза - занимаемся меньше, делаем перерывы), освоить способы восстановления связи со студентами в случае перебоев, наладить общение на разных каналах. Мы верим, что взаимная поддержка поможет всем нам пережить этот период с наименьшими потерями и даже научиться чему-то новому.