Герои всегда идут в обход

У каждого из тех, кто приходит в «Большую Перемену», за плечами своя трагедия.

И зачастую, их психологический возраст не соответствует паспортному. Как помочь им научиться общаться, ориентироваться в окружающем мире и стать самостоятельными?

Педагоги и кураторы «Большой Перемены» называют «образовательным процессом» почти всё, что происходит в стенах фонда и за его пределами. 

Принципиальный подход заключается в том, что образование — это не только и не столько сами занятия, сколько разговоры со студентами, совместные путешествия и даже праздники, в подготовке и проведении которых ребята участвуют наравне со своими учителями. То есть общение.

Универсальных алгоритмов налаживания коммуникации не существует. Педагогам «Большой Перемены» часто приходится идти в обход общепринятым представлениям о том, как «правильно», в каждом отдельном случае находя индивидуальный способ решения задач. Это длительный и вдумчивый процесс: они наблюдают за студентом, пытаются понять мотивацию его поступков, пробуют обнаружить и открыть (иногда для самого студента) существующий потенциал, сильные стороны. Важно, чтобы у ребят появилось доверие и каждый из них нашёл такой способ решения проблемы, который ему по силам. На еженедельных встречах педагоги делятся друг с другом своими наблюдениями и обсуждают, куда дальше двигаться, какой из подходов оптимален в случае с каждым конкретным студентом. 

В этом материале мы собрали несколько историй из жизни «Большой Перемены», показывающих, как через глубокий анализ того, что происходит с ребятами, педагогам удаётся им помочь. 

Бегемот Бегемотыч или Клара Захаровна

Один из студентов «Большой Перемены» называл педагогов чужими именами. Не только потому, что по невнимательности путался, как кого зовут (запомнить большое количество людей, с именами-отчествами, да ещё и в новой обстановке, действительно, непросто): ему ещё хотелось таким образом повеселиться. Более того, он искренне считал, что это забавляет всех, а не его одного. Тогда педагоги собрались на консилиуме и приняли решение откликаться на каждую его ошибку, «отвечать взаимностью». 

Когда он их неправильно называл, стали в ответ к нему обращаться «Клара Захаровна» или, например, «Бегемот Бегемотыч», то есть доводить ситуацию до абсурда. Конечно, без сарказма, а по-доброму, с юмором.

Когда он в очередной раз ошибался, педагог говорил: «Я не понимаю, к кому ты сейчас обращаешься», что вызывало у парня удивление. В какой-то момент он спросил: «Вы что, сговорились все?», а педагоги в ответ: «Ну да. Потому что нам это неприятно». Парень стал потихоньку делать над собой усилия и почти ко всем педагогам обращаться правильно. А с теми именами, которые ему всё равно не удавалось запомнить, пошли другим путём: стали придумывать разные ассоциации. Например, Светлана — это свет, а отчество у неё — производное от имени самого парня. То есть, проанализировав ситуацию, сначала педагоги решили «клин клином вышибать» и дать понять, что дальше так себя вести не стоит. Ну а потом уже, через ассоциации, стали помогать ему запоминать правильные имена и отчества.

«Какой же я неловкий!»

Один из самых активных студентов “Большой Перемены», Ваня, как только появился в фонде, начал куролесить что есть мочи. Педагоги, наблюдая за ним в разных ситуациях, чётко поняли: он стремится быть лидером, и забота о других в его планы не входит. Самобытность Вани не сбрасывалась со счетов, но унять её разрушительную силу и защитить таким образом других студентов стало первостепенной задачей для педагогов.  

Когда все ребята садились играть, Ваня как бы случайно, сто раз извиняясь (а на самом деле — специально), что-нибудь ронял, задевал и говорил при этом: «Ой, я случайно». Некоторые велись на это и начинали даже успокаивать его, мол, не переживай, с кем не бывает. Он переходил к другому столу, за которым тоже шла игра, и опять пытался нарушить процесс. Куратор вычислил эту схему и стал думать, как же уберечь остальных ребят от его шалостей. И нашёл решение: ходил за ним по пятам, предугадывал его поползновения и за секунду до намечающегося хулиганства буквально хватал за руку. 

Как только у Вани появлялась мысль, например, перевернуть стул, куратор останавливал его. Ваня на него смотрел и с удивлением, и с уважением одновременно: мол, круто, раскусил. 

В какой-то момент куратор на правах педагога запретил Ване участвовать в играх. Тот обиделся и сказал, что это не честно. Тогда куратор стал отыгрывать ситуации, в которых Ваня хулиганит, карикатурно изображать как тот «случайно» толкает ногой стул, а потом жалобным голосом: «Ой простите, извините, какой же я неловкий». Ваню это зацепило и заставило призадуматься. Забавно, но много лет спустя он сам сказал своему куратору, какие из его педагогических методов оказались полезны и как важен был для Вани этот опыт.

Однако, Ванин куратор говорит, что этот метод «отзеркаливания» подходит только для ребят с хорошим чувством юмора и когда уже сложились взаимные добрые отношения.

Ваш маршрут построен

Некоторые студенты «Большой Перемены» — уже совсем взрослые люди, живущие в психоневрологических интернатах. 

Им бывает сложно не только в учебе: у многих, например, нет навыка самостоятельного передвижения по городу.

Осенью 2019 года фонд выселили из здания, в котором он располагался. И какое-то время «Большой Перемене» пришлось скитаться по Москве, занимаясь в разных помещениях. Педагоги решили воспользоваться ситуацией и основную часть занятий с такими студентами посвятить выстраиванию маршрутов, умению работать с картой города и самостоятельно передвигаться. Когда в итоге нашлось новое постоянное помещение, встала задача научиться сопоставлять местность с тем, что нарисовано на плане города, района. Несколько девушек-студенток не могли сходу вникнуть в эти занятия. Тогда их куратор придумал, что они как бы птички, летают над этими домиками и видят сверху крыши. Они много гуляли по этому району, трогали руками предметы, попадающиеся на пути, фотографировали, читали про эту местность. Теперь они смело работают с картой Москвы и даже занялись со своим педагогом москвоведением. 

Очень ленивый тюлень

Ещё одна проблема, которую удалось решить благодаря находке куратора, связана с издержками карантина.

Когда весной 2020 года эти девушки оказались запертыми в ПНИ, усугубились проблемы внутри коллектива. Нельзя было не только на улицу выходить, но даже за пределы этажа, где они жили. 

Состояние их оказалось крайне подавленным, дело доходило до скандалов. Но занятия онлайн в «Большой Перемене» продолжались, и значительную их часть пришлось посвятить как раз психологическому «выравниванию». Например, играли в зверей. Чтобы девушкам было проще, педагог начинала с себя («Я сегодня очень ленивый тюлень»!), изображала тюленя, а потом активизировалась, «ныряла на глубину» и «выныривала». Одна из девушек, например, изображала тигра и говорила: «Я хочу покусать сегодня всех», рычала и делала вид, что царапается. Тогда педагог говорила: «Ну ты же не тигр, а киска, ты устала грозно рычать, давай я тебе за ушком почешу, и ты приласкаешь кого-то». И «тигрица» входила в новый образ. Это не решило полностью проблему коммуникации в коллективе ПНИ, но значительно облегчило ситуацию.