Игра в школе будущего


Динамика времени и ограничения, связанные с пандемией, заставляют общество переосмыслить отношение к организации образовательного процесса. Сегодня, массовый переход человечества к удаленным формам общения становится стимулом для поиска новых форм обучения. Современные школьники – поколение 4.0 – готовы к вызовам времени. Для этого им нужны не только «гаджеты», многие из которых уже «среди нас», но и новые концепции получения знаний, о которых журналу «Пуск» расскажет Михаил Яновицкий – один из наших авторов.

AR (дополненная реальность), VR (виртуальная реальность) и MR (смешанная реальность) – иммерсивные технологии обучения

C4 (1).jpg

Одно из преимуществ иммерсивных технологий (технологий вовлечения) — виртуальная и дополненная реальности – фокусируют внимание детей на предмете, а также помогают выработать устойчивую связь восприятия знаний с эмоциональным фоном. Благодаря этому можно легко и надолго запомнить урок, который становится увлекательным процессом. Виртуальная реальность позволяет контактировать с искусственно созданной средой посредством внешних устройств. При дополненной реальности к ощущениям добавляются вспомогательные объекты и информация. Характерным примером AR может служить популярная игра POKEMON GO. А вот смешанная реальность совмещает в себе обе функции - и реальную, и виртуальную. Таким образом можно взаимодействовать с физическими предметами и окружающим пространством, управляя ими с помощью собственных рук! Такие сервисы имеют сильные стороны в сфере обучения детей с особенностями развития. Например, школьники с расстройствами аутистического спектра могут виртуально посетить любую экскурсию, избежав типичных для них потенциальных угроз. Однако гаджеты, необходимые для занятий в VR- и AR- формате не всегда доступны для учебных заведений. Тогда оптимальным решением могут стать иммерсивные платформы. Особенно это актуально для уроков географии и истории. Благодаря таким платформам как LYFTA школьники смогут побывать в любой точке мира и познакомиться с обычаями и традициями разных народов, своими глазами увидеть экзотических животных, а также посетить лучшие музеи мира.

Голограммы и роботы

Одним из первых проводить эксперименты с голографическими технологиями начал Имперский колледж Лондона, создав голограммы преподавателей для проведения живых лекций. Лектор может находиться в любой точке мира, но при этом виртуально присутствовать на занятии и даже отвечать на вопросы студентов в режиме реального времени. Эта технология объединяет преимущества онлайн- и офлайн- обучения. Таким образом, повышается уровень контакта между преподавателем и студентами, в итоге это положительно сказывается на вовлеченности. 

C6.jpg

Еще одна инновация — роботы для телеконференций, которыми могут пользоваться как студенты, так и преподаватели. Они представляют собой передвижные модули с дисплеем, на который выводится изображение с веб-камеры пользователя. Это позволяет лекторам проводить занятия удаленно, но при этом свободно перемещаться по аудитории. Роботы также дают преимущество студентам с инвалидностью: формально находясь дома, они могут участвовать в дебатах, выступать публично и более активно вовлекаться в учебный процесс. То есть можно не только выбирать сами программы, но и конструировать процесс обучения, исходя из потребностей и уровня подготовки каждого ученика.

Игровое обучение

D2.jpg

Популярность компьютерных игр у детей и школьников мотивировала разработчиков расширить функционал жанра стратегии. И хорошо известная Civilization и Minecraft уже активно используются для обучения детей в европейских школах. Характерные для них историческая и культурологическая составляющие позволяют учащимся строить империи, «прокачивать» свои навыки дипломатии, коммуникации, а также дают большие возможности для изучения истории. Знания, полученные на уроках, можно закреплять в игровом контексте. Постепенное увеличение игровых элементов в образовании облегчает восприятие теории, а также помогает детям лучше разобраться в причинно-следственных связях. 

Для профессионального развития педагогов существуют специализированные программы, например, Шеллеровская, разработанная в Массачусетском технологическом университете. Набирают популярность сервисы для учащихся, нацеленные на обучение в игровом формате — Школакола и Кодвартс. Наглядность и прозрачность принципов построения данных программ положительно влияет на soft skills (социально-психологические навыки, необходимые для адаптации в коллективе). Именно это, по мнению специалистов, станет определяющим качеством для развития человеческой цивилизации в ближайшем будущем.

Искусственный интеллект

Благодаря искусственному интеллекту (ИИ) образование постепенно оптимизируется. Именно ИИ дает преподавателям больше времени на разработку эффективных индивидуальных обучающих программ. В итоге, это позволяет учителям уделять каждому ребенку больше внимания и помогать тогда, когда это необходимо. Благодаря сервисам адаптивного обучения (таким как ЯКласс) можно проводить тесты, проверять их и выставлять оценки. Если ученик ошибется, сервис даст объяснение и предложит другой вариант задания такого же типа. Это часто решает проблему ликвидации пробелов в знаниях, мотивирует школьников и воспитывает соревновательный дух. Сами ученики для решения задач все чаще используют чаты ботов – как из популярных поисковых систем, так и созданных экспериментально. Среди задач, стоящих перед разработчиками, можно выделить улучшение статистики уровня знаний, формирование индивидуальных заданий и системы оценок – с персональными комментариями. По результатам этих нововведений для учеников будет доступна обратная связь, а для преподавателей — полная информация о прогрессе учащихся.

F2 (1).jpg