Уроки классики
Авторы «Войны и мира», «Хозяйки медной горы» и «Светланы», оказывается, отдали немалую часть своей жизни преподаванию. «Пуск» рассказывает о трех классиках русской литературы, не понаслышке знакомых с профессией учителя.
Василий Жуковский
Поэт, наставник Пушкина, переводчик, литературный критик и автор слов гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», Василий Жуковский более 25 лет служил царской семье, обучая русскому языку великую княгиню, а затем императрицу Александру Федоровну, был наставником цесаревича (будущего императора Александра II).
К процессу преподавания Василий Андреевич относился крайне внимательно, он хотел дать своему подопечному фундаментальное образование, изучал разные школы педагогики (в том числе прогрессивную швейцарскую).
У Жуковского был доступ к императорским архивам, и он пользовался этой возможностью для подготовки уроков истории. Василий Андреевич сам собрал для цесаревича библиотеку и приглашал на занятия известных ученых. Он не просто занимался образованием мальчика, а был погружен в его жизнь, воспитание, составил четкий план обучения и разработал оптимальный распорядок дня для будущего императора. Вероятно, на такой подход повлиял личный опыт преподавателя. В пансионе, где он сам когда-то получал знания, был жесткий устав: привычка вставать в 5 утра осталась у Жуковского до конца жизни. При этом отношение к ученикам строилось на доверии, а программа обучения была весьма либеральной. Вплоть до того, что некоторые предметы можно было выбирать, исходя из личных предпочтений. В итоге цесаревич следовал режиму дня, предписанному наставником, и учился с удовольствием, видя, как искренне педагог к нему относится.
Лев Толстой
Толстой — педагог-новатор, открывший 26 народных школ! Изучая образовательные системы разных стран, в школе Ясной Поляны Толстой отменил все стандартные правила. Дал ученикам возможность сидеть не по двое за партой, а где хочется; домашнее задание делать прямо в школе; в любой момент уйти, даже во время урока. Только вот учителей Толстой набирал таких, что ученикам хотелось оставаться и беседовать с ними, а не бежать домой.
Был период, когда Лев Николаевич преподавал ученикам старших классов математику, физику, историю. То, что происходило на занятиях Толстого, потом обсуждалось в классе, и каждый мог высказать свое мнение. Он вел журнал «Ясная Поляна», в котором рассказывал о своих педагогических идеях и методиках.
Давать уроки Толстой продолжал почти до конца жизни. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал он, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Павел Бажов
Писатель, фольклорист, публицист, журналист, будущий автор «Хозяйки медной горы» с 1886 по 1889 год учился в Сысертском земском мужском училище, был отмечен директором за интеллект и рвение к учебе и в итоге выпустился в статусе одного из лучших учеников. В 1899 году Павел Петрович окончил Пермскую духовную семинарию. Однако вместо сана Бажов выбрал педагогическое поприще.
Павел Петрович преподавал русский язык в сельской школе, а потом — в духовных училищах. Ученики его обожали: он никогда не повышал на них голос, давал время продумать ответ перед выходом к доске и общался с ними на равных.
Бажов смог заразить учеников своей страстью к фольклору: они помогали писателю собирать материал для написания сказок, на каникулах записывали пословицы и загадки. Бажов и сам ездил по деревням и собирал старинные предания.
Одно время Павел Петрович занимал пост заведующего управлением народного образования в Усть-Каменогорске. Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных им к работе.