Классный путь
В жизни каждого учитель играет особенную роль, иногда он может стать главным или даже единственным проводником судьбы. Некоторые из нас вспоминают о школе как о чем-то далеком и незначительном, а некоторые — как о мире, открывшем путь к самому себе.
Дружба и любовь, честь и достоинство, цель и средство — ценности, которые формируются в горячих спорах с наставниками и, зачастую, эти споры способны изменить представление о жизни не только учеников, но и самих учителей. Педагог — в первую очередь, человек. Он может сомневаться, бояться и ошибаться, но всегда имеет право исправить ошибку. Сегодня мы вспоминаем фильмы, особенно ярко раскрывающие тему взаимоотношений педагога с учениками.
«Первый учитель», реж. Андрей Кончаловский, СССР, 1965
Дебютный фильм Андрея Кончаловского снят по роману Чингиза Айтматова. Только закончилась Гражданская война, и новая советская власть решает, что пришло время заняться просвещением жителей далеких деревень и сел. Молодой учитель Дюйшен прошел всю войну и теперь решил вернуться в родную деревню, чтобы нести идеи марксизма в массы. Он находит здание и организовывает в нем первую советскую школу, но старые устои еще очень сильны: Дюйшену противостоят веками сформировавшиеся традиции «байства».
Одна из новых учениц, Алтынай тянется к знаниям, но Дюйшен не в силах спасти девушку от осуждения ее патриархального окружения. Однако противоборство с традиционным укладом не останавливает Дюйшена: долг и вера в силу просвещения заставляет его продолжить свое дело вопреки собственным чувствам.
Образ Алтынай был создан Натальей Аринбасаровой — молодой супругой Кончаловского, запомнившейся советскому зрителю пронзительным финальным монологом о женской доле. Спустя годы он по-новому звучит и раскрывает тему женской свободы и равенства одновременно с правом на самосовершенствование.
Нетрадиционный взгляд на принципы советской идеологии, заявленный Кончаловским, до сих пор ставит эту картину в один ряд с современными артхаусными фильмами. С одной стороны, Дюйшен показан как человек будущего, несущий новые ценности, а с другой — реакция освобожденного народа заставляет задуматься о готовности учеников к новой жизни.
«Доживем до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий, СССР, 1968
В основе фильма — дипломный сценарий прославленного драматурга Георгия Полонского о трех днях из жизни обычной московской школы. Судьба советского учителя истории в меняющемся мире «оттепели», пытающегося разрешить конфликт принципа и эмоции, показалась многим зрителям неожиданно привлекательной. Первоначальное название пьесы «Журавль в небе» отсылало скорее к мечте о совершенстве, нежели к символу борьбы с будничной рутиной учительского призвания, каким его видел режиссер Ростоцкий.
Илья Семенович Мельников находится на пике своей преподавательской карьеры. Он любим учениками и коллегами, но в его душе постепенно зарождается сомнение в собственной непогрешимости и профессиональных идеалах.
Новые вызовы времени педагог воспринимает как цинизм и неблагодарность учеников, срывающих уроки. Проблемы усугубляются одна за другой, изматывают его и в итоге заводят в тупик. Последней каплей в чаше терпения Ильи Семеновича становится скандал на уроке литературы.
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, СССР, 1973
Снятый в начале 1970-х годов телевизионный сериал по роману бывшего учителя вечерней школы Георгия Садовникова «Иду к людям» стал откровением для своего времени, выделяясь многими автобиографически точными и детально подмеченными эпизодами. Многие из тогдашних кинокритиков неоднозначно восприняли историю об учениках вечерней школы, показывающую нелицеприятные подробности жизни «рабочей молодежи». Однако зрителям сразу полюбился образ харизматичного учителя истории Нестора Петровича Северова, решившегося преподавать в вечерней школе из-за проваленных экзаменов в аспирантуру и чувства соперничества по отношению к своей возлюбленной Полине.
Став классным руководителем, Нестор Петрович начинает наблюдать за непростыми судьбами своих учеников. Все они вынуждены совмещать учебу со «взрослой» жизнью, которая диктует свои правила. Перед каждым из героев встает выбор — продолжить учебу или жить сегодняшним днем?
Искреннее восхищение своим наставником стирает границы между Нестором Петровичем и его подопечными. Благодаря авторитету Северова ученики начинают видеть свою жизнь по-другому: через рассказы об исторических событиях далекого прошлого в них пробуждается стремление изменить себя, а Нестор Петрович по достоинству оценивает доверие, оказанное ему. Союз Северова и его учеников крепнет, превращаясь в настоящую дружбу, которая становится выше формальных отношений учителя и ученика.
«Клуб «Завтрак»», реж. Джон Хьюз, США, 1985
Характерным для 1980-х годов школьным наказанием в США было принудительное пребывание в школе после уроков, призванное сплотить аутсайдеров и научить их вливаться в коллектив. Название будущей картины появилось после того, как Джон Хьюз случайно услышал слова сына своего друга, в школе которого «клубом завтрак» и именовалась подобная процедура наказания. Это вдохновило молодого режиссера рекламы, Хьюза, на создание картины о сложной судьбе подростков в меняющемся мире и позволило фильму навсегда стать культовым для целого поколения американской молодежи 1980-х.
По сюжету пятеро провинившихся старшеклассников должны провести выходной в школьной библиотеке и написать сочинение на тему: «Как вы думаете, кто вы?». Все они — Клэр, Эндрю, Брайан, Джон и Эллисон — из абсолютно разных семей, с непохожими личными историями. Учитель Вернон, воплощающий собой «мир взрослых», требует от них полного подчинения и не разрешает покидать комнату. Начав со взаимных подколов, ребята постепенно сближаются и проникаются взаимным доверием, откровенно делясь друг с другом своими проблемами. Выясняется, что Джон — жертва домашнего насилия; Эллисон — обманщица с дефицитом внимания родителей; Эндрю страдает от постоянных придирок авторитарного отца, мечтающего вырастить из него профессионального спортсмена; отличника Брайана наказали за то, что он решил свести счеты с жизнью из-за низкой оценки по труду; Клэр поймали за прогуливанием уроков.
Все герои одиноки и ищут свое место в новой школе. Общее наказание, с одной стороны, сближает пятерых «хулиганов» и раскрывает в них тайные таланты и самостоятельность, а с другой — избавляет от иллюзорного «детского» взгляда на мир. Теперь они получили урок ответственности и уже не смогут вернуться к привычной жизни — которая для остальных учеников будет обычной и беззаботной, а для членов клуба «Завтрак» разделилась на «до» и «после».