Почему вятичи ватные?

Многие из нас мучились, пытаясь на уроках истории запомнить тонны дат, детали эпохальных событий, имена и регалии бесконечной череды правителей. Как полюбить этот предмет и даже получить в процессе удовольствие? Курс с видеоуроками по ссылке.

Почему вятичи ватные, а Александр I «промылился» на трон? Ответы на эти вопросы знает Ирина Ладыгина – преподаватель истории и куратор «Большой Перемены». Она специализируется на образовательной поддержке людей, имеющих опыт проживания в психоневрологических интернатах. Благодаря методикам этого педагога около 1500 её учеников успешно закончили школу, сдали ОГЭ, ЕГЭ и поступили в вузы. 
Рассказывает Ирина Ладыгина:

Забавляйся 

Выбери учебник, который тебе понравится. Для этого попробуй прочитать по одному абзацу из разных пособий прямо в книжном магазине или в интернете. Такой учебник станет твоим другом не только во время подготовки к экзамену, но и, возможно, на долгие годы.

Не читай текст параграфа! Не читай его, пока не разобрался, почему он так называется, пока не пофантазировал, что там может быть написано, и пока ты не задал себе 3 вопроса, на которые хотел бы найти в нём ответ. Тогда ты узнаешь из параграфа в 100 раз больше!

Помогай своей голове запомнить. Не надо её заставлять усваивать огромные объёмы информации одним скучным способом. Придумывай весёлые варианты, которые тебе подойдут. В дело могут пойти движение тела, вкус, обоняние, осязание, театр, музыка, поэзия, конструирование, скульптура и живопись. Можно какую-то трудно запоминающуюся дату пропеть, прокричать, прошептать или даже пропрыгать. Да вообще, можно всё! 

Делись своими придумками в соцсетях, получай отклики и комментарии, это и другим будет полезно, и тебе приятно.

Фантазируй

У одной моей ученицы не получалось запомнить на карте названия и расположение союзов племён древних славян, и тогда мы вместе придумали и нарисовали цветик-семицветик. В кружочке посередине оказались радимичи, обозначенные нами просто смайликом, типа они радуются, что в центре, а семь лепестков – это другие союзы племён, для каждого из которых мы придумали свой значок. Труднее всего было найти аналогию с вятичами. 

Моя ученица сказала, что в слове вятичи она слышит только слово «вата», как будто все человечки ватные и сама назвала свою идею «тупой». А между тем, когда в тестах ей попался вопрос про вятичей, она их сразу вспомнила именно благодаря этой её «тупой» идее.

Или вот ещё забавный пример. У одной моей ученицы я спросила, на какой предмет похож император Александр I. Сначала она опешила, но я её попросила расслабиться и сказать первое, что приходит в голову при мысли об этом человеке. Она сказала: «Мыло, но я не знаю почему». А «почему» – это уже второй вопрос. И я ей его задала: «А чем похож Александр I на мыло?». И тут сами собой стали возникать ответы. «От мыла бывает пена (он много изменений в стране обещал, но по факту сделал немного). Мыло размякшее (был либерален и часто нерешителен). Он «промылился» на трон (согласился с заговорщиками, которые убили его отца). Мыло очищает (при нём Россия «очистилась» от Наполеона)». 

В итоге, благодаря одному слову, приклеившемуся к образу этого исторического деятеля, она в нужный момент мгновенно вспомнит все важные факты о нём.

Ленись

Не читай текст параграфа! Не читай его без карандаша. 

Ставь на полях восклицательные и вопросительные знаки, выписывай важные слова и мысли на полях со всех сторон. Тогда получится, что ты этот текст частично сам создал, а свой текст и перечитывать интереснее и проще запомнить. 

Берись за изучение параграфа, пользуясь соответствующей картой из атласа, а лучше рассмотри сначала все значки на карте: это приятно и можно представить многое из того, о чем пойдет речь в параграфе. 

Ленись! Не выписывай много. Когда прочитал и подчеркнул всё нужное, напиши маленькую шпаргалку, на одну страничку или даже меньше, придумай свои сокращения, понятные только тебе. Например, я знаю, что у меня всегда: Р – это Россия, М – это Москва. А еще придумывай любые символы, обозначающие целые события: если кто-то венчался на царство - обозначаем это короной. Факт гибели князя Игоря можно зафиксировать, нарисовав холмик с крестом, а то, что его погубили именно древляне – берёзку. И всё!

4.jpg

Чтобы запомнить год отравления Юрия Долгорукого на пиру, студент «Большой Перемены» создал страшную картинку из цифр.

Рисуй

Не бойся зарисовывать то, что прочитал, даже если ты совсем не умеешь рисовать. Наш мозг отлично запоминает, например, страшное и смешное, поэтому, если у тебя получится кривенький Иван Грозный с гигантской головой и тонкими ножками – это запомнится навсегда. 

Можно нарисовать смешную картинку про то, как новгородцы решали важные вопросы, пытаясь перекричать друг друга, или страшный комикс о том, как готовился и осуществлялся заговор против Андрея Боголюбского. 

На тебя начинают работать форма и цвет, ты можешь прожить и превратить в собственные символы то, что узнал. Твои руки делают неожиданные открытия в процессе рисования, и ты уже не пассивный слушатель, а создатель своей истории. Всегда помни о том, что ты рисуешь для себя, а не как на уроке в школе, где ради хорошей оценки надо сдать аккуратный и правильный рисунок.

6.jpg

Рисунок студента «Большой Перемены» Максима Чепурного. Когда он учился пересказывать параграф про Киевскую Русь, то для начала зарисовал все детали своего рассказа на большом листе.

По этой ссылке можно посмотреть, как запоминаются исторические личности и события через создание рисунков в момент изучения той или иной темы.

Двигайся

У одного моего ученика не получалось запомнить, что Россия – это страна, а Москва – это город. Он всё время путал: то говорил, что Москва – страна, то город. Тогда мы встали и начали махать руками. 

Разводили широко руки и говорили громким басом: «Россия – это наша большая страна!». Потом как бы пронзали пальцем эту большую страну, нарисованную нами в воздухе, и тонким голосочком пищали: «А Москва – это город!». Таким вот образом тело помогло голове.

Или, например, другой мой ученик хотел запомнить, что находилось в славянской избе. Мы с ним решили физически походить по этой воображаемой избе. Чтобы открыть дверь, ему пришлось наклониться, чтобы войти – шагнуть немного вниз. Дальше он посидел на лавке, потрогал все предметы и решил, что хочет затопить печь. Понял, что трубы нет, дым пойдет прямо в комнату, и передумал.

Используй для занятий то, что тебя окружает и даже то, что тебе мешает. Иногда тихая спокойная обстановка усыпляет. Разложи учебник, атлас и тетрадь в разные углы комнаты и бегай между ними. Быстрей, быстрей - пока не забыл, что прочитал! Если кто-то зайдет в это время в комнату, то может подумать, что ты немного спятил. Но не всё равно ли, когда на кону результат?!