Удивительный урок
Школа — начало начал — один из самых важных этапов в жизни, как ни крути.
В этом материале «Пуска» мы решили познакомить вас с несколькими школами мира, основатели которых ратуют за нестандартный подход к процессу обучения.
ALPHA Alternative School, Канада
В ALPHA Alternative School (Торонто), открывшейся в 1972 году, царит тотальная демократия.
Классы комплектуются по интересам, а не по возрастному критерию. Младшим (если они разбираются в той или иной теме) позволено обучать старших и высказываться на собраниях, где обсуждается жизнь школы.
Никаких общих образовательных стандартов, исключительно индивидуальный подход к каждому ученику, причём родители и координаторы из добровольцев участвуют в процессе на самых разных уровнях. Занятия в тренажёрном зале здесь могут продолжиться математикой; урок искусства — коллективной уборкой при участии детей, преподавателей и родителей; после знакомства с миром науки ребята могут отправиться поплавать. Учитель «Альфы» по имени Зио носит длиннющие дреды, а Сандра, отвечающая в школе за решение технических и организационных вопросов, говорит: «Наши дети — невероятно творческие и интересные личности. Для меня большая радость приходить на работу и проводить с ними свой день».
Ruchika Social Service Organization, Индия
Школа на железнодорожной платформе появилась благодаря индийской учительнице Индержит Курана, основавшей в 1985 году благотворительную организацию Ruchika Social Service Organization (RSSO). Эта женщина решила, что научиться читать и писать вполне имеют право дети, у которых нет такой возможности в силу жизненных обстоятельств. Девиз организации — «Если ребёнок не может прийти в школу, то школа должна прийти к ребёнку». Всё началось на одной из железнодорожных платформ в городе Бхубанешвара (штат Орисса), где дети вынуждены были целыми днями попрошайничать или в надежде на скромное вознаграждение чистить обувь пассажирам поездов.
Благодаря инициативе RSSO, запустившей процесс обучения ребят от 5 до 15 лет, грамотными стали более 4000 индийских детей.
Помимо обучения им предоставляется питание и медицинская поддержка. Никакого режима «занятий на платформах» не существует: каждый ученик может в любой момент присоединиться и в любой момент уйти с урока.
Watershed School, США
В 2004 году два молодых преподавателя — Джейсон Берв и Сумайя Абу-Хайдар — создали в штате Колорадо небольшую школу и назвали её «Водораздел» (Watershed), намекая на то, что обучение может способствовать преодолению детьми некой черты и поиску себя в нашем замысловатом мире. В этой школе есть творческие мастерские, театральный и танцевальный классы, научные лаборатории.
Несколько раз в году ребята отправляются в экспедиции, в том числе в другие страны.
А ещё здесь практикуется обучение в рамках программы Farm to Table на одной из местных ферм, где у ребят есть возможность на собственном опыте понять, как устроено сельское хозяйство. Директор школы Грэг Бэмфорд говорит: «Детей нужно учить задавать себе вопросы перед каждым уроком: чего они ожидают? Что бы они хотели попробовать и изучить? Хороший учитель гибок, готов отозваться на потребности учеников, справляться с неожиданными проблемами и пробовать новое даже там, где почти нет шанса на успех».
Brightworks School, США
Эту школу в Сан-Франциско можно смело назвать одним большим праздником непослушания. Здесь сделать что-то «неправильное» считается нормой. А всё потому, что руководство этого учебного заведения уверено: запреты для ребенка — главный враг его развития и дальнейших жизненных побед. Можно всё, что не угрожает жизни и здоровью ученика: рисовать на любых поверхностях учебного пространства, разбирать дотла любые технические устройства или собирать из окружающих предметов свои, пусть даже крайне нефункциональные объекты, ломать всё, что под руку попадётся, и даже пачкать одежду.
Эта схема, по мнению преподавателей, позволяет детям не бояться делать открытия, научиться расставлять приоритеты, создавать уникальные проекты, получать навыки работы в команде и потихоньку понимать, чем хотелось бы заниматься в жизни.
Colegio Anglo Colombiano, Колумбия
Эта частная «Англо-колумбийская школа» в Боготе воплощает традиции и принципы британского образования; все школьники и сотрудники принадлежат к одному из четырёх соревнующихся «домов», названных в честь английских адмиралов, — «Битти», «Нельсон», «Родни» и «Худ».
В 2016 году в здании начальных классов школы архитекторы студии AEI (Arquitectura e Interiores) создали удивительный проект: интерьеры такие, что даже взрослому человеку наверняка захотелось бы поучиться. Задача стояла воплотить в жизнь идею обучения как игры, как процесса, приносящего удовольствие.
Новые образовательные модели, по мнению руководства школы, позволяют детям творчески развиваться, а не сидеть за партами, с нетерпением ожидая момента, когда закончится урок и можно будет встать со стула. А Марта Галло, управляющий партнер Arquitectura e Interiores, говорит, что нужны были инновационные решения, позволяющие учащимся младших классов использовать библиотеку и осваивать пространство максимально эффективно. Чтобы из разноцветных подушек, расположенных в нишах, дети могли создать какие-то конструкции или расположиться с книжкой в этих нишах, когда место свободно, а сконструированные деревья позволяли бы и поиграть с ними, и использовать их в качестве досок для рисования.