Удивительный урок

Школа — начало начал — один из самых важных этапов в жизни, как ни крути. 

В этом материале «Пуска» мы решили познакомить вас с несколькими школами мира, основатели которых ратуют за нестандартный подход к процессу обучения. 

ALPHA Alternative School, Канада

В ALPHA Alternative School (Торонто), открывшейся в 1972 году, царит тотальная демократия. 

Система оценок за успеваемость здесь отсутствует, расписание формируют сами ученики, а такой опции как «явиться в кабинет к директору» не существует в принципе. 

Классы комплектуются по интересам, а не по возрастному критерию. Младшим (если они разбираются в той или иной теме) позволено обучать старших и высказываться на собраниях, где обсуждается жизнь школы. 

Школа Альфа Канада.jpg

Никаких общих образовательных стандартов, исключительно индивидуальный подход к каждому ученику, причём родители и координаторы из добровольцев участвуют в процессе на самых разных уровнях. Занятия в тренажёрном зале здесь могут продолжиться математикой; урок искусства — коллективной уборкой при участии детей, преподавателей и родителей; после знакомства с миром науки ребята могут отправиться поплавать. Учитель «Альфы» по имени Зио носит длиннющие дреды, а Сандра, отвечающая в школе за решение технических и организационных вопросов, говорит: «Наши дети — невероятно творческие и интересные личности. Для меня большая радость приходить на работу и проводить с ними свой день». 

Ruchika Social Service Organization, Индия

Школа на железнодорожной платформе появилась благодаря индийской учительнице Индержит Курана, основавшей в 1985 году благотворительную организацию Ruchika Social Service Organization (RSSO). Эта женщина решила, что научиться читать и писать вполне имеют право дети, у которых нет такой возможности в силу жизненных обстоятельств. Девиз организации — «Если ребёнок не может прийти в школу, то школа должна прийти к ребёнку». Всё началось на одной из железнодорожных платформ в городе Бхубанешвара (штат Орисса), где дети вынуждены были целыми днями попрошайничать или в надежде на скромное вознаграждение чистить обувь пассажирам поездов. 

Индия.jpg

Благодаря инициативе RSSO, запустившей процесс обучения ребят от 5 до 15 лет, грамотными стали более 4000 индийских детей. 

В процессе обучения они поют, играют, обсуждают самые разные темы, а читать и писать их учат, используя подручные средства: билеты, объявления, тексты песен. Многие из детей – сироты. 

Помимо обучения им предоставляется питание и медицинская поддержка. Никакого режима «занятий на платформах» не существует: каждый ученик может в любой момент присоединиться и в любой момент уйти с урока. 

Watershed School, США

В 2004 году два молодых преподавателя — Джейсон Берв и Сумайя Абу-Хайдар — создали в штате Колорадо небольшую школу и назвали её «Водораздел» (Watershed), намекая на то, что обучение может способствовать преодолению детьми некой черты и поиску себя в нашем замысловатом мире. В этой школе есть творческие мастерские, театральный и танцевальный классы, научные лаборатории. 

Вместо уроков физкультуры — йога или катание на горных велосипедах. Биологию дети изучают, посещая заповедники, географию — сплавляясь по реке, физику — создавая системы инженерных коммуникаций, а экономические и математические знания получают, запуская собственные бизнес-проекты. 

Несколько раз в году ребята отправляются в экспедиции, в том числе в другие страны. 

А ещё здесь практикуется обучение в рамках программы Farm to Table на одной из местных ферм, где у ребят есть возможность на собственном опыте понять, как устроено сельское хозяйство. Директор школы Грэг Бэмфорд говорит: «Детей нужно учить задавать себе вопросы перед каждым уроком: чего они ожидают? Что бы они хотели попробовать и изучить? Хороший учитель гибок, готов отозваться на потребности учеников, справляться с неожиданными проблемами и пробовать новое даже там, где почти нет шанса на успех». 

Brightworks School, США

Эту школу в Сан-Франциско можно смело назвать одним большим праздником непослушания. Здесь сделать что-то «неправильное» считается нормой. А всё потому, что руководство этого учебного заведения уверено: запреты для ребенка — главный враг его развития и дальнейших жизненных побед. Можно всё, что не угрожает жизни и здоровью ученика: рисовать на любых поверхностях учебного пространства, разбирать дотла любые технические устройства или собирать из окружающих предметов свои, пусть даже крайне нефункциональные объекты, ломать всё, что под руку попадётся, и даже пачкать одежду. 

Вот три кита, на которых стоит процесс обучения в этой школе: исследование выбранной темы, воплощение исследованного в жизнь и презентация созданного в итоге проекта. 

Эта схема, по мнению преподавателей, позволяет детям не бояться делать открытия, научиться расставлять приоритеты, создавать уникальные проекты, получать навыки работы в команде и потихоньку понимать, чем хотелось бы заниматься в жизни.

Colegio Anglo Colombiano, Колумбия

Эта частная «Англо-колумбийская школа» в Боготе воплощает традиции и принципы британского образования; все школьники и сотрудники принадлежат к одному из четырёх соревнующихся «домов», названных в честь английских адмиралов, — «Битти», «Нельсон», «Родни» и «Худ». 

Anglo Colombian School (1).jpg

В 2016 году в здании начальных классов школы архитекторы студии AEI (Arquitectura e Interiores) создали удивительный проект: интерьеры такие, что даже взрослому человеку наверняка захотелось бы поучиться. Задача стояла воплотить в жизнь идею обучения как игры, как процесса, приносящего удовольствие.

Архитекторам удалось придумать такое пространство, которое геометрически, по цветам и материалам само по себе располагало бы к желанию учиться. 

Новые образовательные модели, по мнению руководства школы, позволяют детям творчески развиваться, а не сидеть за партами, с нетерпением ожидая момента, когда закончится урок и можно будет встать со стула. А Марта Галло, управляющий партнер Arquitectura e Interiores, говорит, что нужны были инновационные решения, позволяющие учащимся младших классов использовать библиотеку и осваивать пространство максимально эффективно. Чтобы из разноцветных подушек, расположенных в нишах, дети могли создать какие-то конструкции или расположиться с книжкой в этих нишах, когда место свободно, а сконструированные деревья позволяли бы и поиграть с ними, и использовать их в качестве досок для рисования.